Кроме того, в открытом письме говорилось, что учредитель «НХЗ Групп» (Немюгюнский хлебозавод) Вячеслав Нестеров летом скосил сено на угодьях агрофирмы: «Эти действия проводились с одобрения улусной администрации, так как все земельные ресурсы агрофирмы находятся в муниципальной собственности, хотя были переданы в долгосрочную аренду нашему хозяйству в 2007 г.».
Немедленно в Немюгю выехал представитель нового собственника генеральный директор ФАПК «Туймаада» Петр Ефремов. Разговор получился весьма горячим. Но уже вечером буренки дождались своих кормилиц. Вопрос назначения директора остался открытым. Но ни Николаю Федотову, ни новому врио Денису Петрову это место, кажется, теперь не светит.
ИНФОРМАЦИЯ С МЕСТА
Евдокия УСТИНОВА, активист стачкома агрофирмы «Немюгю»:
— 6 ноября к нам приезжал директор ФАПК «Туймаада» Петр Ефремов и объяснил ситуацию. Оказывается, он у нас стопроцентный учредитель и имеет право назначать директора. В пятницу 9 ноября он обещал подойти и представить трех претендентов и согласовать с нами. Николая Федотова в этом списке нет. Говорят, он не прошел аттестацию. 6 ноября у нас была забастовка, но вечером мы ее прекратили.
— В открытом письме говорится, что бывший директор Барабанов пытался продать земли предприятия…
— О, там слишком много написали, такого не было. Он же под контролем учредителя находился. Думаю, что все будет хорошо. Коровы есть, картофель растет, а лошадей мы официально продали.
Вячеслав НЕСТЕРОВ, генеральный директор «НХЗ Групп» (Немюгюнский хлебозавод):
— Единственное пересечение с агрофирмой «Немюгю» у нас было в 2018 году. В первом квартале мы поставили им сено и комбикорм, а с нами расплатились лошадьми. По договоренности лошади должны были пастись на землях агрофирмы. Но сейчас они почему-то пытаются сломать этот договор. Я не понимаю, почему нас включили в это письмо главе республики, бьют по нашей репутации. Мы свои обязательства перед агрофирмой выполнили и ждем, чтобы другая сторона выполнила свои.
— Из письма можно сделать вывод, что вы претендуете на земли агрофирмы, даже пытались купить их у бывшего директора Барабанова…
— Яков Барабанов никакие земли не распродавал – это можно проверить по кадастровому учету. Просто оболгали очень хорошего человека и руководителя. Честно говоря, у нас вообще нет намерения скупать земли агрофирмы. Полагаю, что часть работников сами участвовали в расхищении агрофирмы. А теперь новое руководство пытается провести аудит, что, понятно, не всем нравится.
ИНОЕ МНЕНИЕ
Николай ФЕДОТОВ, бывший генеральный директор ООО «Агрофирма Немюгю»:
— Я не прикладывал руку к организации забастовки – это решение коллектива. По закону учредитель имеет право расторгнуть договор со мной. Но я считаю, что это было сделано с нарушением действующего законодательства. В частности, меня уволили, пока находился на больничном. Я уже проконсультировался с юристом, и мы будем обжаловать увольнение.
Первый приказ о моем увольнении и назначении Дениса Петрова подписали 26 октября. Но 30 октября его отменили, поняв, что нарушают закон. Меня тут же опять отстранили, но Петрова уже назначили только временно исполняющим обязанности директора.
— Чем, на ваш взгляд, вы не угодили новому учредителю?
— Наверное, тем, что пошел против системы. С Петром Ефремовым я знаком с 2015 года, когда меня утвердили на должность генерального директора ООО «Баҕарах». Там наши взгляды не совпали по многим производственным вопросам. Через три года стало ясно, что я был прав. А предложения Ефремова, когда он был заместителем главы Якутска по сельскому хозяйству, привели только к бесполезным необоснованным тратам.
— В апреле 2018 года вы второй раз возглавили агрофирму «Немюгю», до этого были директором с 2011 по 2015 год. Какой нашли нынче компанию?
— Снова возглавить агрофирму меня пригласил руководитель «Алмазов Анабара» Павел Маринычев, сказал «выручай!». Из девяти тракторов на ходу было только два. Механизм был расстроен, пришлось все обратно налаживать.
— Если люди с сентября не получают зарплату, значит, не все удалось наладить?
— В сентябре до октября месяца мы убирали картофель, которого много уродилось. Все средства направлялись на его уборку. И сейчас за счет реализации картофеля я должен был погасить долги. 24 октября ко мне приезжал тогда директор ФАПК «Туймаада» Александр Васильев (Ефремова назначили только 29 октября). Я сказал Васильеву, что согласовал с банком кредит на свое имя. И уже через несколько дней могут поступить 2-2,5 млн рублей для погашения сентябрьской зарплаты. Мне нужно было согласие учредителя, чтобы после реализации картофеля я мог из средств агрофирмы погасить лично кредит. Но Александр Гаврильевич отговорил меня, сказал, что сильно рискую.
— Вы лично за какой месяц зарплату получили?
— Частично за сентябрь. Но вовремя я не всегда получал заработную плату, приоритетом у меня всегда стояли зарплаты производственников. А вообще все началось с сенокосных участков. Я точно знаю, что частник, учредитель Немюгюнского хлебозавода скосил наши сенокосные участки, расположенные в лесном массиве, заготовил там 250 тонн сена. Это происходило с подачи главы Хангаласского улуса Гаврила Алексеева. Я написал заявление о самоуправстве в полицию. Ни оттуда, ни из прокуратуры пока реакции нет.
— Но Нестеров уверяет, что была договоренность о том, что лошади, полученные им в обмен на сено и комбикорм, должны пастись на угодьях агрофирмы «Немюгю».
— Такой договоренности не было. Был договор мены комбикорма на лошадей. Контракт был заключен 30 марта с бывшим директором агрофирмы Яковом Барабановым. Согласно ему очередные поставки комбикорма Нестеров должен был произвести 1 июля и 1 августа, но этого не произошло. 3 августа мною было направлено уведомление о расторжении договора в связи с неоднократным нарушением условий и утратой коммерческого интереса. К этому времени мы уже приобрели комбикорм по более выгодной цене. На следующий день, 4 августа, нам привезли комбикорм от Нестерова, но я отказался его принимать. Предыдущие поставки мы отправляли на экспертизу в Якутскую государственную сельхозакадемию. И получили заключение, что кормовая смесь не соответствует ГОСТу.
— То есть бывший директор Барабанов заключил невыгодный контракт?
— Думаю, у них кормов не хватало, года засушливые были. И, чтобы не допустить падеж скота, руководство агрофирмы пошло на такой договор. Зимой Нестеров ведь поставил часть комбикорма, и это помогло нам. Но далее график поставок был нарушен. Все же главная причина моего увольнения, считаю, в земельном вопросе. Мне звонили из администрации улуса, прямо говорили: «Николай Николаевич, откажись от аренды лесных сенокосных участков». Для нас эти участки очень важны, и я не стал от них отказываться. Не знаю, в чьи руки их потом планировали передать.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Денис БЕЛОЗЕРОВ, заместитель председателя правительства РС (Я), курирующий сельское хозяйство:
— Открытое письмо работников агрофирмы «Немюгю» поступило в адрес главы республики и было отписано мне для проведения проверки. По моему поручению новый собственник ФАПК «Туймаада» в лице генерального директора Петра Ефремова 6 ноября прибыл на место и провел собрание с коллективом. Там была объявлена забастовка, никакой работы не осуществлялось, скот соответственно стоял некормленый. После собрания работники вышли на вечернюю дойку.
Собственник будет разбираться с теми вопросами, которые были поставлены в открытом письме главе республики, в том числе и с землей. Хотя, с одной стороны, коллектив пишет, что земля продана, а с другой, она находится в долгосрочной аренде. Как тогда ее можно было продать? Необходимо разобраться в финансовых, общественных и организационных вопросах и в ближайшее время сделать определенные выводы. Говорить о руководстве агрофирмы я сегодня не готов. Во всяком случае, что Федотов, что Петров не вызывают доверия. Но этот вопрос будет рассматриваться новым собственником, исходя из анализа ситуации.
Агрофирма «Немюгю», «Кладовая Олекмы», Хатасский свинокомплекс и конезавод «Берте» в Хангаласском улусе перешли в ФАПК «Туймаада» из «Алмазов Анабара» только в октябре этого года.
— Денис Георгиевич, судя по открытым данным, в настоящее время к ООО «Агрофирма Немюгю» адресовано четыре арбитражных иска на общую сумму 35,7 млн рублей. Кроме того, более двух месяцев работники не получают зарплату. То есть, «Немюгю» находится в тяжелом финансовом положении?
— Вопрос зарплаты будет закрыт в ближайшее время. Люди не должны страдать из-за неправильного управления менеджмента предприятия. Что касается арбитражных дел, как от компании, так и в ее сторону, то они будут разрешаться в соответствии с арбитражным законодательством. В принципе, долги есть у многих сельскохозяйственных предприятий. И деятельность у агрофирмы немаленькая, так что считаю, что это рабочее предприятие. Просто нужно разобраться в причинах появления открытого письма и недовольства работников. ФАПК «Туймааде» поручено разработать стратегию развития на среднесрочную перспективу каждого из четырех предприятий, принятых от «Алмазов Анабара».